Бэтмениада Кристофера Нолана (2005-2012)

Трилогия Кристофера Нолана о Темном Рыцаре, являющаяся (пока?) единственной серией в резюме этого режиссера, завершилась. Она ознаменовала собой новую эпоху в кинематографе — more dark and more realistic — и положила начало модному ныне явлению «перезапуска франчайза», которому подвергают сейчас, кажется, всё, вне зависимости от целесообразности и нужности. Однако именно фильмы про Бэтмена, изрядно побитые Джоэлом Шумахером, как нельзя кстати подходили как для смены формата, так и для новой истории. И Кристоферу Нолану удалось, казалось, невозможное. Он превратил пестый и шумный балаган (по-другому Batman Forever и Batman&Robin назвать не очень получается) в предельно темный (для PG-13 и кинокомикса) и реалистичный (опять же — для кинокомикса) фильм. Здесь нет мутантов и ям бессмертия, нет армады цветастых суперзлодеев, нет стреляющих лазерами из глаз супергероев, нет малолетних юморящих сайдкиков, все предельно реалистично и серьезно. И хотя такой подход пришелся далеко не всем по нраву (а как иначе-то?), нельзя не признать, что бэтмениада Нолана стала одним из главных событий в современном кинематографе.


Просмотр х/ф Batman Begins был одним из всего лишь 4-х посещений мною кинотеатра в юном возрасте, и, так уж сложилось, последним. В нашем местном кинотеатре, который показывал фильм спустя почти месяц после общероссийской премьеры, на сеансе было, исключая меня и друга, 3 пацана и 2 мамы. Пацаны жевали попкорн и орали на моментах с Пугалом, на середине фильма что-то случилось с проектором, и левая половина фильма поменялась местами с правой, а через пару недель после сеанса и этот кинотеатр стал «досуговым клубом»,  и «храмы кино» у нас в городе закончились. Тем не менее, впечатление фильм произвел изрядное даже на тогдашнего меня. Главным образом из-за резкого контраста с предыдущими частями серии. Мир лишь в первый раз столкнулся с «мрачнее и реалистичнее» в частности и перезапуском франчайза в целом, а потому фильм был еще более удивителен.
В остальном, однако, это было довольно стандартное, хоть и добротное, кино про становление героя, с банальными сюжетными ходами, любовной линией и персонажами. Но из-за нового подхода к истории героя и действительно хорошей проработки самого фильма — и сейчас смотрится хорошо, а уж для своего времени это была настоящая бомба.

7.8/10


Подогретый кучей восторженных рецензий (главная из которых была у КГ), в прокат за DVD Темного Рыцаря я чуть ли не бежал бегом, чего со мной не случалось лет с 13-ти. И это был первый (и пока единственный) фильм, на заключительных титрах которого я встал и зааплодировал. В пустой квартире в 6 вечера со стороны это, наверное, смотрелось довольно странно, но тогда мне было совершенно все равно. И сейчас было бы тоже.
После совершенно дикого количества отзывов и рецензий, которые были абсолютно разных мастей и выводов, от «лучшего фильма нулевых» и до «худшего фильма про Бэтмена в частности и вообще в целом» даже как-то неясно, что еще и написать-то можно. Практически совершенное кино. Драма, персонажи (отдельно хотелось бы упомянуть потрясающую вписанность их в реалистичный сэттинг), музыка, экшен (ну вот, может быть, единственный элемент, который можно было бы чуть подтянуть. Однако начальное ограбление банка, драка в ночном клубе и финальная схватка с спецназом отличны) — все прекрасно. Прекрасно настолько, что даже Inception, несомненно тоже отличный, напряженный и запутанный (для мэйнстрима) казался маленьким, но все же шагом назад.
И естественно, было жутко интересно, как же Нолан сумеет преодолеть столь высоко поднятую планку.

9.8/10



Он и не смог. Болезнь триквела, которую, на моей памяти, преодолел только Пол Гринграсс «Ультиматумом Борна» (и то, возможно, потому, что для него это был 2 фильм), здесь присутствует в полной мере.
Главная проблема «Возрождения легенды» в том, что здесь не «вот это дают» моментов. В первой части была первая встреча с Крейном-Пугало и уход от погони на Бэтмобиле. Во второй…да там уже даже начальное ограбление было «вау». Здесь же нечто подобное возникает на первом появлении Бэтмена и на #оккупайготэм, но далеко не в той степени, в какой хотелось бы. Вообще, главное достоинство фильма — это та жесткость и точность, с которой Бэйн ломает Бэтмена и подбирает под себя Готэм. Обойдемся без ненужных сравнений с Джокером, но действия Бэйна сняты очень хорошо.
Однако в остальном же все не так радужно. Мрачности (как верно заметил Леший) тут стало куда меньше, а вот комиксности куда больше. 2 перестрелки сняты как обычно у Нолана — не ахти. Сюжетные ходы, особенно тем, кто хоть сколько-нибудь слышал про то, что было в оригинальных комиксах, довольно предсказуемы, и это было бы простительно, если бы автором сценария был не Нолан. В общем, 3 часть очень сильна откатилась назад к 1 в плане стандартности. Но дело все в том, что первая часть была смелым экспериментом, и там главное было не переборщить с нестандартностью. А здесь же все эти обязательные лав-стори и концовка очень сильно портят впечатление от фильма.
В общем я не могу сказать, что фильм плохой, это не так, он хороший. Но увы, для фильма Кристофера Нолана и окончания такой трилогии он далеко не настолько хорош, как хотелось бы.
На финальных титрах аплодировал почти весь зал, что на моей памяти было впервые. А мне что-то не хотелось.

8.2/10

Реклама

2 thoughts on “Бэтмениада Кристофера Нолана (2005-2012)”

  1. Высокие ожидания — зло и яд.
    И без Inception было вполне очевидно, что малый шанс переплюнуть TDK можно ну разве что снятием ограничения PG-13. Ох как эта херня попортила TDKR. Беспредел горожан — ну очень богатая и кровавая тема. А тут даже по толпе из главного калибра не шарахнули. Персонаж Бэйн не предполагает изощренного насилия, которое можно замысловато подать без крови. В итоге нишу умудряются заполнить Суровые Глазища Тома Харди =)

    По-поводу ВАУ-моментов: открывающая сцена на самолете запомнится пожалуй навсегда, как падение в Pitch Black. Возможно, просто IMAX-эффект, но страшно понравилось.

    Мыло получилось добротное. Это, повторюсь, вопрос ожидания и восприятия. Пример: на G.I.Joe шел как тупой боевик со спецэффектами. И не прогадал! Оно было настолько мультяшным и идиотским, что переместилось в жанр комедии и выступило на 10/10. TDKR — страшно дорогая драма. И драма отличная. Отсюда аплодисменты. Когда ходил с друзьями, сразу предупредил, что идем на драму а не на боевик. Итого: все довольны.

    Такое моё скромное мнение.

    1. «По-поводу ВАУ-моментов: открывающая сцена на самолете запомнится пожалуй навсегда, как падение в Pitch Black.»
      Ни то, ни то особо не впечатлило. Круто, но без восторгов.
      А по остальному — ну вот мне не понравилось, что убили, считай, все наработки второй части и вернулись к уровню первой. А эффект уже не тот.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s