23lvl

День рождения, как и Новый год — веский повод поподводить итоги (тем более, что у меня день рождения приходится на своеобразный конец года — заканчиваются отпуска, лето и жарища, начинается новый телесезон, широким потоком на прилавки начинают поступать игро-продукты, на домашнем видео потихоньку начинают выходить «летние» блокбастеры). И по 23 году своей жизни у меня есть некоторые заметки.

Летом 2015 я дошел до некоторого пика психологического самоистязания. Психолог Михаил Лабковский высказывает теорию о том, что излишняя рационализация человеком своего поведения свидетельствует о проблемах в эмоциональном плане — и год назад эти проблемы у меня явно были, поскольку рационализировать я старался всё, что только мог. Доходило до смешного: тем летом я написал программку Bilingual Subtitler. Писал я её просто потому, что хотелось — в итоге получалась полезная мне утилита; однако в процессе начал своё желание рационализировать, в духе «Ага, а вот здесь мы применяем механизм, а вот здесь разбираем по компонентам и смотрим», а также начал убеждать себя, что мне должен нравиться сам процесс, безотносительно того, что получается в результате. Итогом всего этого стало то, что программу до версии 1.0 я так и не довёл (но та «бета», которую вы можете найти на сайте, с моей точки зрения является очень близкой к 1.0 версией, просто с парой-тройкой багов, не особо мешающих функционированию программы), а к программированию интерес был потерян на некоторое время.
И так со всем: я старался игнорировать эмоциональную сторону своей жизни, отдавая всё предпочтение рациональной. В принципе, в какой-то мере направление было логичным; не менее логичным стал и результат выбранного направления — состояние, описываемое мной как «Депрессивная апатия». Прошлой осенью мне попалась статья про психологию на «Медузе», в которой описывался случай, когда молодой парень в один прекрасный день в парке обнял дерево, да так и стоял, отказываясь делать что-то иное. Я был довольно близок к этому состоянию, потому как делать не хотелось ничего, было ощущение выжатости. Плюс к этому — «депрессивная» составляющая: никакое настроение и буйно цветущие фобии.

Сейчас, к концу лета 2016, не могу сказать, что понял абсолютно всё, что я делал не так, полностью осознал механизмы и избавился от всех проблем. Однако я, как мне кажется, достаточно далеко отошел от той «депрессивной апатии» к нормальному самоощущению, чтобы выдвинуть относительно себя 2 следующих тезиса:
1. Прогресс. В любом действии я ценю то, что оно приносит какой-то прогресс. Процесс ради процесса, конечно, время от времени имеет место быть у меня, однако достаточно недолго, и чаще всего всё же несет с собой прогресс в плане хотя бы поднятия моего тонуса; в остальном же заниматься чем-то «просто так» я не могу, это занятие довольно быстро перестает иметь для меня смысл. Так, например, мне в принципе нравится рассматривать городские улицы, пейзажи и т.п. — но только если это происходит в процессе какого-то осмысленного действия (например, пути на работу). Рассматривание же всяческих достопримечательностей само по себе довольно быстро вызывает у меня мысль «Ну и что? И зачем?».
В сознательном возрасте я ездил на юга 3 раза. Первый раз — с товарищами, не взяв с собой ничего развлекательного; второй — с мамой, запасшись подкастами, книгами и музыкой; оба раза отдых был заточен под лежание на пляже и осмотр всяческих красот юга. Третий раз — в этом году, в санаторий, с ноутбуком. На ноутбук было накачано гигабайт 100 разных медиафайлов, из которых мне пригодилось…2 серии сериала. И всё. Поскольку весь день был занят либо процедурами, либо процессом создания чего-нибудь в интернете (МТС, спасибо, что ловился). И только вот про эту третью поездку я могу сказать, что да; я понимаю, зачем она была.
(Мне кажется, на том же строилось моё детско-подростковое сильное увлечение играми и поздне-подростковое увлечение сериалами — и то, и другое давало ощущение прогресса, ощущение того, что на самом деле что-то делается, меняется).
2. Психология. Еще год назад это слово вызвало бы недоверчивый смешок. Однако осенью 2015 я съездил на прием к психологу — при этом чётко намереваясь посетить его один раз, с одним конкретным вопросом. После его посещения, однако, я почувствовал странное ощущение: мне стало лучше. Лучше — именно в психологическом плане, как-то легче, свободней, уверенней. И я съездил к нему во второй раз, в итоге с некоторой периодичностью посещая психологов кабинета «Мой доктор» вплоть до начала лета 2016.
Параллельно с этим я наткнулся на статью уже упоминавшегося выше Михаила Лабковского, заинтересовался ей (поскольку узнал в описываемых случаях себя) и начал ближе знакомиться с деятельностью Михаила. И в совокупности посещения психологов и прослушивание эфиров Михаила дало очень ощутимый эффект — так получилось, что и там, и там было примерно про одно и то же; но если метод Лабковского представляет собой этакий скелет, основание; то то, что давали психологи, было или углублением определенных моментов, или более точным определением относительно конкретно моей ситуации — своеобразным наращиванием мяса на этом скелете.
(Нужно заметить, что частично 2 основных правила Михаила пришлось чуть переделать под себя. Во-первых, так как я человек достаточно ленивый и стеснительный, то правило «Делать то, что хочется» у меня однозначно доминирует над правилом «Не делать того, чего делать не хочется». Таким образом, если есть хоть небольшое желание определенной деятельности — это стоит сделать. Не нужно же делать тогда, когда есть четкая уверенность, что этого я делать не хочу.
Во-вторых, мои действия не должны наносить никому вреда.
И в-третьих: результатом применения правил должно быть то, что мне должно становиться лучше, пусть даже и в отдаленной перспективе. Если же от этой деятельности мне лучше не становится — следует что-то поменять, но не продолжать тоже самое. Потому что какой смысл делать то, от чего не становится лучше ни тебе, ни, учитывая второй пункт, остальным людям?)

Насчет результатов применения этих тезисов громогласных заявлений делать не хочется, больно уж мало прошло времени для полноценного пожинания их плодов. Однако мне сейчас определенно лучше, чем было за достаточно долгий период моей жизни. И хоть в тот период у меня могло и быть больше денег, лучше состояние здоровья (хотя в как минимум частичном его ухудшении мне видится результат ухудшавшегося же психологического состояния) и т.п. — счастливее тогда я определенно не был.

(На иллюстрации — пример применения правила «Делать то, что хочется» без ограничений про «ненанесение вреда». И хотя без этого ограничения результат, безусловно ужасает — впечатляют изменения, произошедшие с героем под воздействием парадигмы про «делать то, что хочется»*.
I did it for me. I liked it. I was good at it. And… I was really… I was alive.
* — не будем забывать про скидки на художественность произведения, безусловно)

tumblr_nmjr7lbpFJ1sqvgw6o1_1280

Добавить комментарий

